Известно, что институты по обеспечению открытости, прозрачности и усилению общественного контроля являются основными направлениями государственной политики по борьбе с коррупцией.

В результате реформ, инициированных главой нашего государства в последние годы, эффективно реализуются новые механизмы, обеспечивающие открытость и прозрачность во всех сферах государственного управления, включая судебную систему.

В частности, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 16 июня 2021 года №УП-6247 «О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективной реализации общественных контроля», с 1 декабря 2021 года установлена практика проведения судебных заседаний с согласия сторон по делам, связанным с правонарушениями, посягающими на права и свободы граждан и общественную безопасность, в сфере охраны здоровья населения, охраны экологии, окружающей среды и природопользования, в том числе связанных с профессиональной деятельностью государственных служащих, а также по отдельным гражданским делам, касающихся семейных споров (за исключением закрытых судебных заседаний).

Кроме того, в целях обеспечения прозрачности деятельности суда, принятия справедливых судебных решений, повышения доверия общества к суду в деятельность суда широко внедряются современные информационно-коммуникационные технологии, основанные на передовом международном опыте.

В частности, в Постановлении Президента Республики Узбекистан от 30 августа 2017 года «О мерах по дальнейшему внедрению в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий» одной из основных задач обозначено обеспечение открытости, прозрачности и оперативности деятельности судов, повышение качества судопроизводства и уровня доступа населения к правосудию, искоренение фактов волокиты, бюрократизма и злоупотреблений со стороны работников судов.

В целях обеспечения реализации данных задач создана возможность использования интерактивных услуг, предоставляемых судами физическим и юридическим лицам на основе одного адреса, а также упрощен порядок использования интерактивных услуг, предоставляемых судами физическим и юридическим лицам.

Например, на сегодняшний день через сайт exsud.sud.uz можно отправлять обращения в суды в электронном виде, отслеживать процесс их рассмотрения в режиме онлайн, получать судебные решения в электронном виде. После интеграции информационных систем Верховного Суда и Бюро принудительного исполнения стало возможным направлять исполнительные документы, выданные судами, в бюро принудительного исполнения в электронном виде, подтвержденные электронной подписью судей, и получать информацию об их исполнении онлайн.

Налажена практика онлайн-ознакомления с перечнем дел, назначенных на судебное заседание в первой, апелляционной и кассационной инстанциях через «Мажлислар жадвали» - jadval.sud.uz. Также в судах первой инстанции в полной мере внедрено программное обеспечение, позволяющее осуществлять автоматическое равное распределение дел между судьями без человеческого фактора, исходя из принципов справедливости и беспристрастности.

В целях обеспечения скорости и точности расчётов граждан и предпринимателей при обращении в суд запущена единая электронная платёжная система для учёта сумм государственных пошлин и судебных сборов через «Систему электронных платежей» - billing.sud.uz.

В экспериментальном порядке внедрена система онлайн-записи на личный приём руководства Верховного суда через «Электронную приёмную» (qabul.sud.uz), а также мобильная видеоконференцсвязь (vka.sud.uz), дающая возможность участия в судебном заседании из любой точки мира.

Указ Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2020 года №УП-6127 «О мерах по обеспечению подлинной независимости судей и повышению эффективности предупреждения коррупции в судебной системе» стал очередным важным шагом в обеспечении открытости и прозрачности в деятельности судебных органов.

В Указе обеспечение объективности и прозрачности при отборе, подготовке и назначении на должность судьи, а также оценке деятельности судей, последовательное внедрение современных информационных технологий в данные процессы обозначено как одно из основных направлений государственной политики по обеспечению независимости судей и предупреждению коррупции в судебной системе.

Кроме того, Указом обозначена задача по организации онлайн-освещения через сеть Интернет (веб-сайт) экзаменационных процессов при отборе кандидатов для назначения на должность судьи, направленная на предотвращение случаев коррупции в судебной системе, обеспечения открытости и прозрачности в деятельности Высшего судейского совета и судебной системы.

Запущена электронная программа, оказывающая содействие при оценке пригодности кандидатов на должность судьи по их психологическому портрету. Также разработаны и внедрены в практику конкретные критерии, обеспечивающих открытую и прозрачную оценку эффективности деятельности судей посредством электронного рейтинга.

Подобные меры свидетельствуют о том, что в Узбекистане строго и последовательно проводится политика открытости, уделяется большое внимание предотвращению и устранению причин и условий, вызывающих коррупцию в судебной системе, обеспечению правосудия и тем самым повышению доверия граждан к судебной власти.

 

Пресс-служба

Агентство по противодействию коррупции

6 сентября, 2023