Агентством изучено состояние размещения социально значимых сведений, подлежащих размещению в качестве открытых данных государственными органами и организациями во втором квартале текущего года в обозначенных ресурсах.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан №УП-6247 от 16 июня 2021 года «О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективной реализации общественного контроля», на Агентство по противодействию коррупции возложены задачи по координации и постоянному мониторингу сферы обеспечения открытости деятельности государственных органов и организаций, в том числе ведению учёта их обязательств по размещению (объявлению) в сети Интернет сведений, определённых нормативно-правовыми актами.
В этой связи, Агентством изучено состояние размещения социально значимых сведений, подлежащих размещению в качестве открытых данных государственными органами и организациями во втором квартале текущего года в обозначенных ресурсах.
Была изучена деятельность в этом направлении в общей сложности 93 государственных органов и организаций, в том числе 14 органов местного самоуправления, 21 министерств, 7 комитетов, 11 агентств, 7 центральных учреждений, а также 10 коммерческих банков, 23 акционерных обществ и компаний с госдолей 50 и более процентов.
Установлено, что только 33 учреждения из общего числа выполнили обязательства на 50 и выше процентов, а у остальных учреждений показатели эффективности ниже 50 процентов.
Выполнение обязательств, определённых Указом Президента Республики Узбекистан № УП-6247, в разрезе государственных органов и организаций в процентном соотношении выглядит следующим образом:
-
министерства — 46%
-
агентства — 41%
-
комитеты — 40%
-
АКБ с долей государства 50% и более — 40%
-
местные органы государственной власти — 35%
-
центральные учреждения — 35%
-
АО и компании — 30%
Как оказалось, наиболее неудовлетворительный показатель раскрытия социально значимых сведений в обозначенных ресурсах зафиксирован у акционерных обществ и компаний с госдолей 50 и более процентов. Аналогичная ситуация и с Национальной телерадиокомпанией, Комитетом семьи и женщин, а также с Андижанским и Самаркандским областными хокимиятами, Ташкентским городским хокимиятом.
Также в ходе изучения было проанализировано состояние опубликования ответственными государственными органами некоторых видов социально значимых сведений.
Ниже приведены виды информации, которые не были опубликованы государственными органами:
-
о годовых сметах расходов и их исполнении, в том числе расходах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, приобретение и обслуживание автотранспортных средств;
-
сведения о победителях открытого конкурса на право аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения;
-
сведения о сметах доходов и расходов местных бюджетов, формируемых по итогам каждого квартала, части средств перевыполненного плана и целях направления этих средств;
-
сведения о юридических и физических лицах, получивших на основе государственно-частного партнёрства земельные участки и иное имущество, переданные в постоянное пользование государственным органам;
-
сведения о прямых иностранных инвестициях, привлечённых хозяйственными обществами, доверительным управляющим, в которых имеется государственная доля Кабинета Министров, министерств и ведомств, переданная во внешнее или доверительное управление.
Также информация о государственных закупках опубликована только 34 государственными органами, о расходах на командировки и представительские расходы должностных лиц только 32 учреждениями, информация о служебных автомобилях, служебных домах и другом недвижимом имуществе – 47 государственными органами, информация об утвержденных ежегодных сметах расходов - 34 организациями.
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан № УП-154 от 14 июня 2022 года, социально значимая информация должна размещаться в отдельном разделе главной страницы официальных веб-сайтов государственных органов и организаций. В случае размещения социально значимой информации на иных страницах (веб-адресах) официальных веб-сайтов она признается неопубликованной.
Несмотря на то, что это требование вступило в силу с 1 июля 2022 года, ряд организаций, включая «Uzbekistan Airports», «Uzbekistan airways», АО «Йулкурилиш», АО «Узавтосаноат», хокимияты Андижанской области и города Ташкента разместили необходимую информацию на своих официальных сайтах не в удобной для граждан форме.
В то же время видно, что произошли существенные положительные изменения в части обеспечения открытости деятельности некоторых государственных органов и организаций.
Например, АКБ «Туронбанк», вошедший по итогам 2022 года в «красную» категорию Индекса открытости, за первую половину 2023 года разместил всю необходимую информацию своевременно и на указанных ресурсах.
Аналогичные положительные изменения и в работе по обеспечению открытости деятельности у АО «Узметкомбинат», АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат», Министерства дошкольного и школьного образования, хокимията Кашкадарьинской области, Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата и Министерства транспорта.
По результатам изучения, в 11 государственных органов и организаций направлены представления по вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников, допустивших нарушение законодательства об открытости.
Пресс-служба
Агентство по противодействию коррупции